СТРАХОВАНИЕ МОРСКОЕ

СТРАХОВАНИЕ МОРСКОЕ
(англ. marine insurance) – страхование рисков, связанных с морским судоходством и перевозкой грузов морским транспортом. С.м. объединяет различные виды имущественного страхования и страхования ответственности и включает страхование судов, грузов, фрахта и ответственности судовладельцев перед третьими лицами. Осн. риски, принимаемые на страхование по договору С.м., – убытки в результате нанесения ущерба судну и грузу от пожара, бури, удара молнии, др. стихийных бедствий, столкновения судов, посадки судна на мель, повреждения портовых сооружений, загрязнения моря нефтью, а также убытки в результате принятых мер для спасания груза и судна, розыска судна, по ликвидации последствий морских катастроф. С.м. – один из важнейших видов страхования, что обусловлено характером опасностей, сопровождающих морское судоходство, огромной стоимостью морских судов и большими масштабами водных перевозок. Несмотря на развитие технич. прогресса, мореплавание остается рисковым делом. По сведениям Института лондонских страховщиков, за 1986–95 в мире затонуло 1470 судов общим тоннажем 11 млн т, погибло 12 685 человек, а убытки составили 6,5 млрд долл. США. С.м. является одним из древнейших видов страхования, его становление связано с появлением и развитием морской торговли, особенно в Англии. Первый англ. юридический статут, регулирующий С.м., был издан в 1601 королевой Елизаветой I. Соврем. торговля и морские перевозки неразрывно связаны со страхованием. Оно проводится на базе стандартных условий (оговорок страховых), в основу к-рых положены общепринятые в мировой практике Правила морского страхования, разработанные Институтом лондонских страховщиков, а также т.н. Йорк-Антверпенские правила, применяемые в Кодексе торгового мореплавания РФ (1999). При страховании судов используют условия (сгруппированы по степени уменьшения объема страховой ответственности страховщика и страхового покрытия): «с ответственностью за все риски»; «без ответственности за частную аварию»; «без ответственности за повреждения»; «с ответственностью только за полную гибель» и др. При страховании на условиях «с ответственностью за все риски» страховщик возмещает судовладельцу: убытки от физич. гибели или повреждения судна вследствие огня, молнии, взрыва, бури, др. стихийных бедствий, посадки судна на мель или его столкновения с к.-л. предметами; убытки, взносы и расходы по общей аварии; убытки от пропажи судна без вести, от повреждения судна при осуществлении мер по его спасанию и тушению пожара. Возмещаются также гибель и повреждение застрахов. имущества в результате несчастных случаев в процессе грузовых работ и бункеровки, поломки валов и взрыва котлов, скрытых дефектов корпуса судна или оборудования; небрежности экипажа и лоцмана. Не возмещается ущерб, возникший вследствие: военных действий и военных мероприятий; пиратских нападений; народных волнений и забастовок; конфискации; реквизиции; ареста и уничтожения судна по требованию властей; умысла или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей; немореходности судна, его ветхости и износа; погрузки без ведома страховщика взрывоопасных и самовозгорающихся веществ (предметов) и в нек-рых др. случаях (отд. события могут быть включены в ответственность по соглашению сторон за дополнит. плату). Согласно условиям страхования «без ответственности за частную аварию» страхуются те же риски, что и при страховании на полных условиях, однако ответственность страховщика не относится к частной аварии (убытки от к-рой возникают чаще др., хотя и не имеют катастрофич. характера). По условиям страхования «без ответственности за повреждение» страховщик не отвечает за повреждения застрахов. судна и его оборудования и доля судовладельца в общей аварии возмещается за вычетом затрат на ремонт судна. При условии страхования «только за полную гибель» убытки возмещаются лишь при гибели судна. Страхование фрахта – это страхование расходов за перевозку груза. Страхованию подлежит валовая сумма фрахта, включающая плату за перевозку груза, прибыль судовладельца и расходы по страхованию. Договор страхования фрахта обычно заключается с судовладельцем сроком на 1 год. При уплате фрахта судовладельцу авансом риск его утраты переходит на владельца груза; в этом случае страхование фрахта включается в договор страхования грузов. При страховании грузов используются три стандартных вида условий: «с ответственностью за все риски», «с ответственностью за частную аварию», «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». Страхование ответственности судовладельцев покрывает большое кол-во рисков, включая такие, как смерть, телесные повреждения и увечья, причиненные экипажу судна и работникам портов, ответственность за загрязнение моря нефтепродуктами, ответственность за последствия морских аварий и т.д. Страхование ответственности судовладельцев производится преим. на принципах страхования взаимного путем объединения судовладельцев в клубы взаимного страхования. К С.м. относится также страхование рисков, связ. с добычей нефти и газа на морских буровых платформах и ответственности за возможное нанесение ущерба окружающей среде из-за аварии. Страхование осуществляется на случай повреждения или уничтожения платформы, потери прибыли в результате остановки произ-ва, возникновения дополнит. расходов по ликвидации последствий аварии, смерти или телесных повреждений персонала. Условиями лицензирования страховой деятельности на тер. РФ допускается страхование средств водного транспорта как комбинированный вид страхования, объединяющий в качестве объекта страхования совокупность имуществ. интересов, включая страхование от несчастных случаев и болезней, страхование средств водного транспорта, страхование грузов и страхование гражданской ответственности (см. Авария в морском праве).

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. . 2002.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "СТРАХОВАНИЕ МОРСКОЕ" в других словарях:

  • СТРАХОВАНИЕ МОРСКОЕ — см. Морское страхование …   Юридический словарь

  • СТРАХОВАНИЕ МОРСКОЕ — МОРСКОЕ СТРАХОВАНИЕ …   Юридическая энциклопедия

  • СТРАХОВАНИЕ, МОРСКОЕ — В страховых операциях: общий термин, используемый для обозначения области страхования, которая включает в себя все виды страхования океанских и морских перевозок, а также виды страхования внутренних перевозок (на основе правил морского… …   Страхование и управление риском. Терминологический словарь

  • СТРАХОВАНИЕ МОРСКОЕ — (см. МОРСКОЕ СТРАХОВАНИЕ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • страхование морское — см. морское страхование …   Большой юридический словарь

  • СТРАХОВАНИЕ, МОРСКОЕ — основная составная часть транспортного страхования; охватывает страхование судов, грузов и фрахта …   Большой экономический словарь

  • СТРАХОВАНИЕ, МОРСКОЕ - РЕЧНОЕ — В страховании океанских и морских перевозок: часть морского страхования, объединяющая виды страхования, предназначенные для защиты интересов, связанных с судоходством и грузоперевозками на внутренних водных путях …   Страхование и управление риском. Терминологический словарь

  • Страхование — (assurance) Страхование (insurancе) от событий, которые рано или поздно обязательно произойдут (например, смерть). См.: страхование жизни (life assurance). (insurance) Юридический контракт, в соответствии с которым страховщик обязуется выплатить… …   Словарь бизнес-терминов

  • МОРСКОЕ СТРАХОВАНИЕ — подотрасль имущественного страхования, охватывающая широкий спектр имущественных интересов, связанных с морским судоходством и морской перевозкой грузов. М.с. включает страхование судов, а тж. страхование фрахта, грузов и ответственности… …   Юридическая энциклопедия

  • МОРСКОЕ СТРАХОВАНИЕ — (Marine insurance) вид транспортного страхования. Заключается в страховании судов и грузов от всякого рода риска. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 …   Морской словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»